подари себе эмоции

+7(495)3746017 8(800)5002397


Корзина
Ваша корзина пуста
Статьи

 

 


Жизнь и творчество Клода-Оскара Моне

11.06.2007

У Моне был неугомонный и непостоянный характер, резкие перепады настроения, постоянное недовольство собой. В нём смешивались холодная педантичность и дурные эмоции. Все эти черты характера многое проясняют в творчестве Моне.

Клод-Оскар Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года, но все его детские и отроческие впечатления связаны с Гавром, куда переехала его семья около 1845 года. Обстановка, в которой рос мальчик, не способствовала его занятиям живописью: отец Моне был бакалейщиком и не обращал внимания на желание сына стать художником.

Одаренному мальчику приходилось довольствоваться советами тети, рисовавшей для собственного удовольствия, и указаниями своего школьного учителя. Наиболее сильное впечатление на молодого Моне произвело знакомство с художником Эженом Буденом. Именно Буден посоветовал Моне не тратить время на карикатуры и побудил его обратиться к пейзажной живописи. Буден рекомендовал Моне наблюдать за морем и небом и изучать людей, животных, дома и деревья при свете дня на открытом воздухе. Дальнейшее творческое развитие Моне происходило в Париже, а затем снова в Нормандии, но на этот раз в обществе художников. Вместо посещения музеев Моне предпочитал текущие выставки и встречи с современными художниками.

Художественный стиль Моне сформировали художники-пейзажисты Барбизонской школы, которые в своих полотнах рисовали родной сельский пейзаж Франции, Милле и Курбе, изображавшие труд и образ жизни простых людей, и, наконец, Буден и Йонкинд, внесшие в пейзаж свежесть и непосредственность, которые отсутствовали в работах старого поколения барбизонцев. Моне формировался как художник в обществе некоторых из этих мастеров - Будена, Йонкинда, Курбе, Уистлера, и наблюдая за их работой, получал многие практические навыки. В 1862 году Моне посещал мастерскую своего непосредственного учителя Шарля Глейра. Пребывание там дало ему ценные профессиональные навыки, хотя Моне неочень одобрял творчество своего учителя. Кроме того, Глейр, будучи приверженцем академической школы живописи, несмотря на это, допускал некоторую свободу у своих учеников и не пытался сдерживать их энтузиазм в пейзажной живописи. Однако для Моне наибольшая польза пребывания в студии Глейра заключалась в том, что там он подружился с Базилем, Ренуаром и Сислеем. Известно, что Моне к этому времени уже был знаком с Писсарро, и поэтому можно сказать, что с самого начала его карьеры судьба свела Моне с теми, кто стал его коллегами, друзьями и единомышленниками в последующие годы. Мане и Моне были знакомы с работами друг друга задолго до того, как познакомились лично, и хотя вначале Мане очень сдержанно относился к художественным экспериментам Моне, вскоре лидер Батиньольской школы заинтересовался им и начал очень внимательно следить за его творчеством. Что касается Моне,он почти неподражал Мане. На творческое развитие Моне также оказали влияние контакты с такими художниками, как Базиль, Ренуар, Сислей и Писсарро. Дискуссии, споры и, что важнее всего, совместная работа оттачивала индивидуальный талант каждого из них и облегчала выработку определенных общих принципов.

В период 1860-х годов Моне еще не определил присущую ему тематику картин, но у него не было желания обращаться к историческим, литературным и экзотическим источникам. Он стремился идти в ногу со временем, и ощущал лишь некоторую неуверенность в том, следует ли ему заниматься пейзажной живописью или изображение людей должно занимать центральное место в его творчестве. Как и многие художники его поколения, Моне не проявлял интереса к социальным проблемам. Моне и его друзья жили при нерушимом правлении Наполеона III, которого поддерживала буржуазия, стремившаяся к благополучию и роскоши. Прогрессивно настроенные художники стремились отмежеваться от Империи, по крайней мере, в духовном и моральном отношении. Поэтому в жанровой живописи Моне, которая играла заметную роль на первоначальном этапе его творческой карьеры, в отличие от живописи Оноре Домье и Гюстава Курбе, не отражались насущные проблемы жизни общества. В его картинах неизменно присутствуют изображения близких друзей и родственников.

Из его композиции фигур можно понять, что его привлекает не внутренний мир человека и сложность человеческих отношений. Он делает главный акцент на взаимосвязи между человеческой фигурой и окружающей природой. Несомненно, в начале 1870-х годов Моне полностью осознал эту черту своего таланта, и изображения людей стали реже встречаться в его работах, так как все свои силы он посвятил пейзажной живописи. Но, тем не менее, эти ранние попытки изображения людей помогут Моне в его будущем творчестве, люди появляются на многих его пейзажах - в поле, в саду, на дороге и в лодке. На самом деле, для Моне на данном этапе его творчества человек - не главный и даже не второстепенный объект на его картине, а просто один из обязательных элементов, без которого его гармония была бы нарушена. Моне как бы возвращается к осмыслению темы взаимоотношений Человека и Природы.

Другой характерной чертой пейзажей Моне, созданных им в 1860-х и 1870-х годах, является то, что часто в них даже больше ощущается присутствие человека, чем в его картинах с изображением людей. Эту тенденцию можно объяснить не только тем, что художник писал грани Природы, которые были близки и знакомы человеку, но также и его зрительным восприятием природы как бы от лица обычного человека, раскрывая мир его чувств. Каждый из пейзажей Моне являлся откровением, чудом живописи, и наверняка каждый человек, способный воспринимать красоту окружающего мира, хоть раз в жизни испытал это удивительное ощущение, когда при определенном освещении знакомый ему, привычный мир вдруг преображался. Тематика ранних пейзажей Моне характерна в целом для его творчества. Он любил писать водные пейзажи, в особенности морской берег в окрестностях Гавра, Трувилля, Онфлёра, а также виды Сены. Его привлекали виды Парижа, изображение цветущих садов и лесных дорог. Группы деревьев на его полотнах с пашнями и домами на переднем плане были данью прошлому, связующим звеном с художниками Барбизонской группы и Курбе, по крайней мере, в выборе художественных мотивов. Для Моне, как и для каждого художника в начале его карьеры, очень остро вставала проблема публики. С самого начала живопись была для Моне единственным источником дохода, и ему нужно было продавать свои работы.

Несмотря на независимость и смелость идей художника, он мог воспользоваться лишь единственным путем для привлечения внимания публики - участвовать в выставках официального Салона. Салон Отверженных, ставший оппозицией к официальному Салону в 1863 году, не имел себе равных в период правления Наполеона III. Первую попытку выставить свои произведения в Салоне Моне сделал в 1865 году, представив на рассмотрение жюри два пейзажа - Устье Сены в Онфлёре, и Мыс Эв близ Эббе. Обе картины были приняты, и некоторые критики, дали им положительную оценку. Данная ситуация повторилась в 1866 году, хотя внимание критиков на этот раз привлек не пейзаж Дорога из Шайи в лесу Фонтенбло, а портрет с элементами жанровой живописи - Камилла, или Женщина в зеленом. В следующем году, однако, Моне потерпел неудачу - жюри одобрило лишь один из его пейзажей. Такой поворот событий был знаком многим передовым молодым художникам 19 столетия. Сначала, пока в их картинах отсутствовала особая смелость, жюри их принимало, демонстрируя свой либерализм. Затем, по мере роста творческой индивидуальности художника, когда становился очевидным его нетрадиционный, свежий взгляд на мир, жюри проявляло большую сдержанность и создавало преграды. Конец 1860-х годов и начало 1870-х были крайне важным этапом в творческой карьере Моне. Он уже не был смелым неопытным новичком, и именно в этот период в его работах стала ощущаться рука независимого мастера с передовыми взглядами. Но, к сожалению, с его достижениями могли познакомиться немногие, все попытки Моне выставлять свои картины официально, в лондонской Королевской академии в 1871 году и в парижских салонах 1871 и 1873 года окончились провалом.

Возвращаясь во Францию, Моне с необычайной остротой ощущал богатство и красоту родной сельской природы, и вполне естественно, что сельская природа Нормандии и Иль-де-Франс, с которыми он был связан всю свою жизнь, стали для него не просто объектами изучения, но и поклонения. 1874 год стал важным годом в истории французского искусства, поскольку именно тогда отвергнутые художники страны борьбу за признание, за право устраивать свои собственные выставки и устанавливать связь с публикой, которую они стремились увлечь своими идеалами и принципами, а не идти на поводу у ее вкусов и потребностей.

Эта борьба не имела себе равных, поскольку за всю историю французского искусства вплоть до появления импрессионистов никогда не было выставок отдельных групп художников за пределами Салона. Романтики в 1820-х и 30-х и реалисты в середине 19 столетия, несмотря на их идеологические и эстетические цели, никогда не создавали новые организации, чтобы противопоставить их официально существующим художественным учреждениям.Импрессионисты стали первооткрывателями, нарушившими общепринятые традиции, и Моне, как всегда, был на переднем плане. Первая выставка импрессионистов открылась 15 апреля 1874 года. Тридцать участников представили 160 работ. Художники выставляли полотна, написанные масляными красками, пастели и акварели, из представленных Моне работ четыре были пастелями. На следующих выставках количество представленных им картин возрастет: на Второй выставке (1876) он показал 18 своих работ, на Третьей (1877) - 30, а на Четвертой (1879) - 29. В Пятой (1880) и Шестой (1881) выставках он не принимал участия, но послал 35 картин на Седьмую в 1882 году, а на Восьмой снова отсутствовал. Важность вклада любого конкретного художника, безусловно, оценивалась не только количеством выставленных работ. Существенное значение придавалось художественным достоинствам, качеству произведения и соответствия его эстетическим принципам нового направления. В этом отношении Моне неизменно находился в числе лидеров.

На Первой выставке импрессионистов был представлен его Завтрак, отвергнутый жюри Салона в 1868 году, Бульвар Капуцинок (1873), который ныне висит в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве, и пейзаж, написанный в Гавре в 1872 году, Впечатление. Восход солнца Цтргеззюп,(Музей Мармоттан, Париж). Именно эта последняя картина дала повод Луи Леруа, критику из сатирического журнала Шаривари. окрестить участников выставки «импрессионистами».

По велению судьбы прозвище, брошенное группе художников в качестве насмешки, так и осталось, и сами художники, сначала воспринявшие название «импрессионисты» как оскорбление, вскоре приняли его и полюбили. Пейзаж Моне Впечатление... точно соответствовал основным принципам художественного направления, которое французские критики 1880-х и 1890-х, а вслед за ними критики и искусствоведы других стран нарекли «импрессионизмом». Картина Бульвар Капуцинок является не менее характерной и на этот раз демонстрирует импрессионистскую интерпретацию городских мотивов. Художник смотрит на Бульвар с высоты, с балкона мастерской Надара на углу бульвара Капуцинок и улицы Дону. Моне не уделяет внимания отдельным зданиям, даже достойным внимания, город привлекает его интерес как единый живой организм, в котором все подробности связаны друг с другом.

На Второй выставке импрессионистов Моне представил пейзажи, в основном Аржантей, и портретную композицию Японка (1875, Музей изящных искусств, Бостон). Если в изображении Японки, для которой позировала жена художника Камилла в кимоно, Моне тяготел к «старому» стилю, нанося краску толстыми слоями и широкими штрихами, то в пейзажах, напротив, его манера напоминала виды Гавра в начале 1870-х, Бульвар Капуцинок  и другие работы того же направления. С 1872 года Моне в основном жил в Аржантейе, небольшом городке на Сене в окрестностях Парижа.

Главной темой в творчестве Моне в 1870-е годы был Аржантей. Он писал Сену с лодками и без них, и на его полотнах отражалась яркая синева неба и мрачные свинцово-серые тучи. Ему также нравилось писать город,как зимой заваленный снегом,так и цветущим зелёным летом. В хорошую погоду он совершал пешие прогулки в окрестностях Аржантейя, иногда в сопровождении жены и сына. В этот период пребывания в Аржантейе Моне отдает предпочтение написанию пейзажей,   которые передают широкие просторы с чистым передним планом.

Во время пребывания Моне в Париже художника чаще всего можно было встретить в его любимом районе на правом берегу Сены неподалеку от вокзала Сен-Лазар. Это были знакомые для Моне места, сюда он приезжал из Гавра и уезжал отсюда, совершая путешествия в окрестностях Парижа.

Здесь он писал картину за картиной, создавая первый в своем творчестве цикл Вокзал Сен-Лазар (1877). Тема железной дороги не была новой для европейского искусства. Виды вокзала Сен-Лазар и окрестные пейзажи Монжерона стали главным вкладом Моне в Третью выставку импрессионистов, но ни публика, ни критики не приняли их всерьезю Четвертая выставка импрессионистов была менее разнообразной, так как работы Ренуара, Сислея и Берты Моризо на ней отсутствовали.

Однако, произведения Моне и Писсарро неизменно подтверждали главную роль пейзажа в направлении Импрессионизма. Главным нападкам критики подверглись работы Моне Улица Монторжей и Улица Сен-Дени. Городские пейзажи, представленные Моне на Четвертой выставке, отражают изменения в его отношении к теме города и изменения его стиля в целом. Улицы Монторжей и Сен-Дени были украшены для Всемирной выставки. Для создания картин Моне избрал место, аналогичное выбранному им при написании Бульвара Капуцинок,только на этот раз в картине нет указания на место, с которого она была написана. Виды вокзала Сен-Лазар отразили новые изменения в характере живописи Моне. Всегда поглощенный проблемой передачи света и воздуха в картине, в конце 1870-х и начале 1880-х гг. Моне добивается огромной выразительности цвета с помощью мощных динамичных мазков кисти. В 1880 году Моне исполнилось сорок лет.

За редким исключением, критики отзывались о работах Моне более чем пренебрежительно. Положение его семьи, состоявшей в то время из двух детей и больной жены (Камилла умерла в 1879 году от тяжелой болезни), было катастрофическим, как свидетельствуют отрывки из его писем. Проведя несколько лет в Ветейе на Сене, в 1883 году Моне поселился в Живерни, которое с тех пор стало главным местом его пребывания, хотя в 1880-е годы он много путешествовал. Весной 1883 года он работал на побережье Нормандии, в Гавре и Этрета, а в декабре того же года отправился с Ренуаром на Ривьеру. В 1884 году после пребывания в Бордигере и Ментоне Моне вернулся в Этрета, где в последующее лето также провел несколько месяцев.

1886 год был отмечен поездками в Голландию и Бретань, с января по апрель 1888 г. он жил на побережье Средиземного моря в Антибе, а затем переехал в Лондон, после чего вернулся в Этрета. В таких путешествиях, несомненно, Моне искал новые источники вдохновения для написания картин. Наряду с пейзажами Нормандии, Бретани и Средиземноморья, в творчестве Моне в 1880-е гг. появляется мотив Живерни, возвращая художника к столь дорогим его сердцу пейзажам Иль-де-Франс. Теперь Моне привлекала выразительность четких линейных ритмов, и он стал передавать формы значительной степени в виде различных плоскостей. В 1880-е гг. импрессионисты в той или иной мере переживали кризис: Писсарро, например, сблизился с Сера и Синьяком и на время обратился к пуантилизму, а Ренуар снова увлекся Энгром и мастерами эпохи Ренессанса. В отличие от них, Моне не поддавался никакому постороннему влиянию, а следовал своей собственной логике художника, которая вела его по пути постоянных творческих поисков

В 1890-е и 1900-е гг., эксперименты Моне со светом и цветом чуть не завели художника в тупик, и в результате его гармоничное восприятие природы стало исчезать. В этот период Моне жил замкнуто от других художников, хотя он и не разорвал дружеских отношений с друзьями юности,но творческий контакт с ними был утерян. Больше не было совместных выставок, обменов мнениями и споров. Одной из главных проблем в творчестве Моне в конце 19 и начале 20 века, стало написание серий картин. Принцип работы над сериями уже использовался художниками до Моне, особенно в области графики, когда несколько листов были посвящены одному событию. Однако до Моне ни один художник в европейском искусстве не создавал серии картин, посвященных одному мотиву, например. В этом отношении предшественниками Моне были японские художники, в особенности Кацусика Хокусай, создатель многочисленных серий, в том числе знаменитой 36 видов Фуджи. В сериях Моне главный объект остается неизменной, но освещение его меняется. Поэтому, когда глаз начинает привыкать видеть один и тот же объект, он постепенно теряет интерес к самому объекту, и, как и художника, зрителя больше не привлекает предмет как таковой, его в большей степени интересует игра света на его поверхности. Таким образом, именно свет становится главным «героем» каждого произведения. Идея создания серии Руаиский собор пришла к Моне в 1892 году, когда он находился в Руане, и, живя напротив собора, художник был восхищен его красотой. В последующие годы в карьере Моне не произошло существенных изменений, хотя, несмотря на свой возраст, художник продолжал экспериментировать.

Как и раньше, главную роль в его творчестве продолжали играть серии картин, которые он периодически показывал публике: в 1904 году виды Темзы были выставлены в Галерее Дюран-Рюэль, в 1909 году там же была выставлена серия Кувшинки, а в 1912 виды Венеции - в галерее Бернгейма-младшего. Возможно, наиболее значительной из всех его последних серий были Кувшинки, не говоря уже о том, что Моне трудился над ними в течение нескольких десятилетий до самой смерти.           

Благодаря своей долгой жизни, Моне стал современником всех художественных направлений конца 19 И начала 20 веков. Многие постимпрессионисты высоко ценили творчество Моне, ощущали на себе его влияние и даже хотели стать его учениками. Однако Моне избегал давать рекомендации и советы и не хотел брать учеников,советуя рисовать так как они умеют. Искусство Моне занимает центральное место в Импрессионизме, как в одном из наиболее ярких художественных направлений Реализма 19 века.

БИОГРАФИЯ

1840:     14 ноября в Париже родился Клод Оскар Моне.

1845:    Семья Моне переезжает в Гавр.

1858:    Моне знакомится с Буденом, который открывает для него пленэрную живопись.

1859:    Едет в Париж, где встречается с Труайоном. Часто посещает Швейцарскую Академию, где встречается с Писсарро.

1860:    Занимается рисунком в Швейцарской Академии. Пишет пейзажи в Шампиньи-сюр-Марн. Осенью Моне призывают в армию.

1861:    Отбывает воинскую службу в Алжире.

1862:    Демобилизован по состоянию здоровья. Летом работает в Сент-Адресс вместе с Буденом и Йонкиндом. В ноябре возвращается

в Париж. Посещает мастерскую Глейра. Встречается с Ренуаром, Сислеем и Базилем.

1863:    Работает в Шайи-ан-Бьер в окрестностях Фонтенбло. В конце года Моне, Ренуар, Сислей и Базиль покидают мастерскую Глейра.

 1864:     Работает в Онфлёре вместе с Базилем, Буденом и Йонкиндом. В Париже встречается с Гюставом Курбе.

1865:    Выставляет два морских пейзажа в Салоне. Лето проводит в Шайи вместе с Базилем. Осенью работает в Трувилле вместе с Курбе,

Добиньи и Уистлером.

1866:    Пишет виды Парижа. Выставляет в Салоне картину «Камилла, или Женщина в зеленом». Встречается с Эдуардом Мане. В Билль

д'Авре пишет картины «Женщины в саду», в Гавре - «Пристань в Гавре», затем работает в Сент-Адресс и Онфлёре. 1867: Испытывает финансовые трудности, живет со своими родителями в Сент-Адресс. Осенью возвращается в Париж.

1868:    Работает в Этрета и Фекане.

1869:    Вместе с Ренуаром работает в Буживале, где пишет «Лягушатник». Переезжает в Этрета, затем в Гавр.

1870:    В сентябре едет в Лондон.

1871:    Останавливается в Лондоне, где Добиньи знакомит его с Дюран-Рюэлем. Встречается с Писсарро. Совершает путешествие в

Голландию, где проявляет интерес к японским гравюрам. Возвращается во Францию, посетив по пути Бельгию. В декабре

останавливается в Аржантейе.

 1872:    Вместе с Буденом посещает Курбе, заключенного в тюрьму за участие в Коммуне. Работает в Гавре, где рисует «Впечатление.

Восход солнца». После второго путешествия в Голландию поселяется в Аржантейе (до 1878 г.). 1873:    Работает в Аржантейе в лодке-мастерской, рисуя берега Сены.

1874:     Показывает девять своих работ на выставке, которая позже была названа первой выставкой импрессионистов, устроенная в

мастерской Надара (с 15 апреля по 15 мая. Бульвар Капуцинок, 35). Встречается с Кайботтом. 1875:    Продолжает работать в Аржантейе. Сложное финансовое положение.

 1876:    В апреле принимает участие во второй выставке импрессионистов в Галерее Дюран-Рюэль (11 Вие 1_е Ре1еИег), где выставляет 18

картин. Начинает работать над серией картин «Вокзал Сен-Лазар», которую заканчивает в следующем году.

1877:    В апреле принимает участие в третьей выставке импрессионистов (6 Вие 1_е Ре1еИег), где выставляет 30 картин. Посещает

Монжерон. Зимой возвращается в Париж.

1878:     Поселяется в Ветейе.

1879:    На четвертой выставке импрессионистов (с 10 апреля по 11 мая, 28 Ауепие бе ГОрега) показывает 29 картин. Работает в Ветейе

и Лавакуре.

1880:    Персональная выставка Моне в здании газеты «Современная жизнь». Работает в Ветейе.

1881:    Работает в Ветейе, Фекане и в декабре в Пуасси.

1882:    В марте, на седьмой выставке (251 Вие Зат(-Нопогё) показывает 35 картин. Работает в Пурвиле, Дьеппе и Пуасси. 

1883: В марте - персональная выставка Моне в Галерее Дюран-Рюэль. В мае останавливается в Живерни. Работает в окрестностях Вернона, в Гавре и в Этрета. В декабре вместе с Ренуаром совершает непродолжительную поездку к Средиземному морю. Посещает Сезанна в л'Эстаке.

1884: С 17 января по 14 марта работает в Бордигере. В апреле останавливается в Ментоне, в августе в Этрета, осенью в Живерни.

1885: Принимает участие в Международной выставке в Галерее Сеогдез. С октября по декабрь работает в Этрета.

1886: Кратковременная поездка в Голландию. Отказывается принять участие в восьмой (последней) выставке импрессионистов. Участвует в Международной выставке в Галерее Жорж Пти. Выставка полотен Моне в Нью-Йорке. В сентябре работает в Бель-Иль, где встречается с Жеффруа.

1887: Показывает две картины на Выставке Королевского Общества британских художников в Лондоне.

1888: С января по апрель живет в Антибе. В июле посещает Лондон. В сентябре возвращается в Этрета.

1889: В июле - выставка работ Моне и Родена (145 произведений) в Галерее Жорж Пти.

1890: Начинает работу над серией картин «Стога» и «Тополя». Переезжает в Живерни.

1891: Продолжает работу над сериями ••Стога» и «Тополя». Серия картин «Стога» пользуется успехом на выставке в Галерее Дюран-Рюэль. В декабре посещает Лондон.

1892: Выставляет серию «Тополя». Начинает писать серию полотен «Руанский собор».

1893: Продолжает работать над серией «Руанский собор». Живерни посещает Сезанн.

1895: В январе совершает путешествие в Норвегию. Выставляет свою серию «Руанский собор» в Галерее Дюран-Рюэль (10-31 мая).

1896: В феврале и марте работает в Пурвиле.

1897: С января по март живет в Пурвиле.

1898: В июне принимает участие в выставке в Галерее Жорж Пти.

1899: Начинает работать над серией «Кувшинки». Осенью едет в Лондон, где рисует виды Темзы.

1900: В феврале снова посещает Лондон. В апреле работает в Живерни. Лето проводит в Ветейе.

1901: В феврале и апреле посещает Лондон.

1902: Проводит февраль и март в Бретани. Работает над видами Темзы в Лондоне.

1904: Рисует свой сад в Живерни. Показывает виды Темзы на выставке в Галерее Дюран-Рюэль (с 9 мая по 14 июня). В октябре едет в Мадрид, чтобы увидеть работы Веласкеса.

1906: Работает над серией «Кувшинки».

1908: С сентября по декабрь живет в Венеции.

1909: Осенью возвращается в Венецию, где пишет серию картин с видами города.

1912: Показывает свою венецианскую серию на выставке в галерее Бернгейма-младшего (28 мая -8 июня).

1916: Начинает работу над декоративными панно «Кувшинки».

1921: Ретроспективная выставка Моне в Галерее Дюран-Рюэль (21 января-2 февраля). В сентябре совершает непродолжительную поездку в Бретань.

1922:    Страдает заболеванием глаз.

1923:     Работает над декоративными панно «Кувшинки».

1926:     5 декабря - умирает в Живерни.